Главная » Статьи » Методические статьи

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

Сообщение подготовила

Учитель 1 категории Редозубова Т.Г.

МОУ СОШУИП №3

Октябрь 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Общие подходы к системе оценки

Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения ООП

Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта

Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов

Процедуры и механизмы оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку
деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов
деятельности системы образования.

Основной предмет обсуждения в данном сборнике — итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования.

Приоритетность данной проблемы
естественна. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Из чего складывается итоговая оценка? Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе? Овладели ли выпускники начальной школы способами учебных действий, которые позволят им успешно осваивать основы наук? Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения? Как вообще предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта? Но, конечно, главный вопрос: как разра батываются и используются измерители? На эти и другие вопросы отвечает данная книга.

В ней впервые даны измерители ко всем планируемым результатам по отдельным предметам начальной школы и междисциплинарным программам, которыми охватываются все эти предметы. В первой части рассматриваются задания по математике и русскому языку, а также задания на межпредметной основе для комплексной итоговой оценки сформированности универсальных учебных действий и навыков работы с информацией. Во второй части будут представлены измерители по
окружающему миру, литературному чтению и английскому языку, музыке и изобразительному искусству, технологии и физической культуре.

Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Впервые предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.

Необходимо также отметить, что авторы уделяли специальное внимание использованию терминологии, закрепленной в опубликованной ранее Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования Заказать книгу можно на сайте издательства.

 

ВВЕДЕНИЕ:

что меняет в школе система оценки результатов по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата:

– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),

– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатовобразования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами, возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, школе, региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы пред-ставления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

 

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый образовательный результат. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

 

I. Какие нужны новые формы и методы оценки?

 

Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (на воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводитьметапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий-задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Предложенная «Школой 2100» диагностика является педаго-гической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфи-денциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифи-цированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

– целенаправленное наблюдение (по заданным параметрам – фиксация проявляемых учеником действий и качеств),

– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

– результаты учебных проектов,

– результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания» – решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

 

II. Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)?

 

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика возможностей, приобретённых учеником, – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Они подготовлены авторами системы «Школа 2100» (см. Приложения) и снабжены инструкциями по их ведению: когда, как и на основании чего заполнять таблицы, как интерпретировать и использовать результаты.

Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для официальной отчётности, а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на текущем этапе его развития.

 

III. Какими должны быть границы применения системы оценки?

 

Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это прежде всего риски перегрузки детей и преподавателей, ошибки при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией: «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки. Перечислим эти границы.

1. Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого мы разделяем все положения нашей системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «макси-мум» (часть, внедряемая по желанию и в соответствии с возможностями учителя).

2. Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения в жизнь, будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений. Об этой необходимости развития системы оценки прямо говорит ФГОС и примерная ООП.

3. Сокращение до минимума числа отчётных документов и сроков их обязательного заполнения учителем. Для того чтобы не загрузить педагога дополнитель-ной непосильной бумажной работой, необходимо использовать два сред-ства:

– обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это само-стоятельно, лишь при консультации и выборочном контроле учителя;

– внедрять новые формы отчёта только одновременно с компью-теризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обес-печит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; по сути, они возможны только один раз за учебный год).

4. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в кнут. Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.

5. Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показа-телями других учеников класса. У каждого должно быть право на индии-видуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения ма-териала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только обязательный, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания». Ещё раз подчеркнём, что личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, а только по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, незачёт по патриотизму» и т.п.

 

IV. Какой опыт нам поможет?

Опора на технологию оценивания учебных успехов

 

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?

В Образовательной системе «Школа 2100» задались этими вопросами ещё 6 лет назад, когда была разработана и апробирована технология оценивания учебных успехов (образовательных достижений). Она состоит из семи правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС. Поэтому далее мы излагаем нашу систему оценивания с опорой на эту технологию оценивания. Для удобства восприятия сначала мы даём краткое описание правил, а потом – подробное, с алгоритмами реализации каждого из них.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

системы оценивания результатов ФГОС
в ОС «Школа 2100»

 

Этот текст позволяет составить общее представление о системе оценивания, чтобы сформули-ровать свои вопросы к ней, которые необходимо разрешить в процессе внедрения системы
(см. Приложение 1).

 

1-е правило.ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!

- Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходерешения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).

– Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

 

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

 

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если тре-буется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учи-тель имеет право изменитьоценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.Ученик имеет право изменить эту оцен-ку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завы-шена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1 . Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Выполнил правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач!

За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным требуемым действием (умением), определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.

4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфеле достижений.

Таблицы результатов образования составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Это:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов.

Особое место занимает

таблица ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу в целом.

Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику!

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

– за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (не менее одного раза в год);

– за предметные контрольные работы (не менее одного раза в четверть).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

Портфель достижений ученика – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих те-кущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего даль-нейшего развития.

Основные разделы портфеля достижений:

– Показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам).

– Показатели метапредметных результатов.

– Показатели личностных результатов (прежде всего, во внеучебной деятельности).

Пополнять портфель достижений и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «близко к отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, тематические – обязательны.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметкаставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеетправо пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

 

6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «ученик научится» примерной ООП) и давно изученные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной ООП).Это достаточно для продолжения образования, это возможно инеобходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «ученик может научиться» примерной ООП);

- либо использование новых, изучаемых в данный момент, знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету в примерной ООП).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки – «отлично» или «приближается к отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка -«превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: в традиционную 5-балльную (переосмысленную и желательно доработанную с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

 

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

 

ЭТАПЫ И УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

системы оценивания образовательных результатов, определённых ФГОС, в ОС «Школа 2100»

Эта часть текста необходима для выбора уровня использования системы оцени-вания, для составления плана работы учителя на четыре года вперёд.

 

1-й этап. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценивания.

На этом этапе вводится только два правила, которые составляют основу оценивания, без опоры на которые невозможно реализовать все её прочие правила и элементы.

1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

Впервом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

– учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

– ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или «закрашивает кружок» (см. издание «Личный еженедельник первоклассника»).

В последующих классах, при появлении балльных отметок, правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (задания).

2-е правило (самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самосто-ятельно оценивать свои результаты решения задач по «Алгоритму само-оценки»:

В первом классе алгоритм состоит лишь из четырех вопросов:

1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.

 

2-й этап. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценивания.

На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатов каждого ученика.

3-е правило (одна задача – одна оценка) используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

4-е правило (таблицы результатов и портфель достижений) используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из их заданий в таблицу результатов (в рабочий журнал учителя). В текущей работе, в заполнении официального журнала, учитель руководствуется привычными ему традиционными правилами. Отметки в таблицы результатов выстав-ляются:

– в первом классе в виде «+» (зачёт, решение задачи-задания) или отсутствие «+» (задача не решена);

– в других классах отметки ставятся по той шкале, которая принята
в данном образовательном учреждении (например, традиционные
5-балльные отметки). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Только эти данные учитель переносит в портфель достижений ученика. Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (в консультации с учителем).

6-е правило (уровни успешности) используется частично. Учитель использует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических, руко-водствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

7-е правило (итоговые оценки) используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и портфеля достижений). В текущей работе при определении четвертных отметок учитель сохраняет привычные ему традиционные правила.

 

Если учитель не находит сил и времени для использования других правил (частей правил) оценивания, то он может остановиться на достигнутом. Таким образом, введение новой системы оценивания не потребует от учителя БОЛЬШИХ дополнительных временных затрат.

Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 мин. учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2–3 недели), его использование значительно повысит эффективность учебной работы учеников. Таким образом, от учителя требуются некоторые дополнительные усилия в то же самое время.

Заполнение предметных таблиц результатов добавляет около 5 мин. к тра-диционному времени проверки каждой контрольной работы. Учитывая все контрольные по всем предметам за четверть, это означает около 30 мин. дополнительной работы в четверть.

Метапредметные диагностические работы (проводимые 1–2 раза в год) потребуют от учителя выделить:

– около 2–3 ч. учебного времени в год (за счёт резерва) на проведение всех диагностических работ, т.е. это будет не дополнительное время, а то, которое и так тратится учителем;

– около 2–3 ч. на проверку этих работ, фиксацию результатов в таблице и их анализ (в электронном виде проверка и анализ могут осуществляться полуавтоматически, значительно экономя время учи-теля).

Помощь ученику в наполнении своего портфеля достижений может отнимать у учителя в среднем ещё около 1 ч. в четверть на учеников всего класса.

Итого дополнительные временные затраты учителя составят около 9 допол-нительных часов работы в год.

Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, часть качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако, поскольку используется не полный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебным целям изменятся не столь значительно.

 

3-й этап. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценивания.

На этом этапе учитель может (если захочет) вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.

4-е правило (таблицы результатов и портфель достижений) используется уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно, текущими отметками, а не только после контрольных работ. Для исключения двойного выставления отметок в таблицы результатов и в официальный журнал рекомендуется воспользоваться правом образо-вательного учреждения на определение порядка заполнения журнала. Выставлять в него только отметки за контрольные работы и за четверть, но не текущие отметки, которые фиксируются только в рабочем журнале учителя и в дневниках школьников.

5-е правило (право отказа от отметки и право пересдачи) новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

6-е правило (уровни успешности) используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.

7-е правило (итоговые оценки) используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую отметку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные отметки за четверть и комплексную оценку за год.

Таким образом, при полном наборе правил оценивания:

– учителю необходимо документально оформить их использование решением педсовета образовательного учреждения, так как изменится порядок заполнения официального журнала – большинство текущих отметок будет выставляться в рабочем журнале учителя и в дневниках школьников;

– учитель будет тратить заметно больше времени (ведение таблиц результатов, выделение времени на пересдачи учениками контрольных работ и т.п.).

Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха». Заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.

 

Категория: Методические статьи | Добавил: 545runet (13.12.2017)
Просмотров: 248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar