Главная » Статьи » Методические статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Редозубова Татьяна Геннадьевна

МОУ СОШУИП №3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Приоритеты начального образования

При разработке ФГОС второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование УУД ( универсальные учебные действия ), что предопределяет успешность всего последующего обучения. У детей начальных классов должны быть сформированы такие способности: целеполагать (ставить и удерживать цели), планировать(составлять план действия), моделирование (представлять способы действия в виде схемы-модели), проявлять инициативу, уметь взаимодействовать со сверстниками. Широко рассматривается такое общеучебное универсальное учебное действие, как рефлексия. Рефлексировать – это видеть проблему, анализировать сделанное - чему я научился на уроке, каких целей добился, в чём я ошибался. Для того, чтобы развить и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибальную систему отметки, практически невозможно. Необходимы адекватные способы и формы организации образовательного процесса.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи.

  1. Что такое проектная задача

Напомню, что термин «задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И. Ожегова). Под проектной задачей понимается система или набор заданий, которые направляют и стимулируют детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»). В ходе решения проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.

Поэтому проектная задача носит групповой характер. Одна из главных задач школы – сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество. Учебное сообщество – это дети, способные организоваться для совместного учебного труда. Учитель должен организовать такую работу, но не участвовать в период её функционирования до тех пор, пока дети сами не пригласят его к сотрудничеству.

3. Виды проектных задач

Проектные задачи могут быть предметными, межпредметными, одновозрастными, разновозрастными. Различаются проектные задачи и по фазам учебного года. Если разделить учебный год на три фазы: фаза запуска, фаза решения учебных задач, рефлексивная фаза, то на каждой фазе проектные задачи будут иметь свои специфические цели. Разновозрастное сотрудничество предполагает участие детей 4-5 классов в роли организаторов, инициаторов в решении проектной задачи, одновременно они могут проводить рефлексию своих знаний и умений

4. Структура проектной задачи

Общая структура проектной задачи напрямую связана с общим способом решения проблемных ситуаций и включает, как правило, три основных этапа: анализ, моделирование и синтез. На этапе моделирования исходной ситуации проводится анализ общей задачи, выделяются в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты объединяются в единый цельный «продукт». При этом вполне возможен на этапе синтеза возврат к этапу анализа с целью сопоставления полученных результатов с поставленной задачей и при необходимости её коррекции.

5. Отличие проекта от проектной задачи заключается в том, что для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

6. Практическая часть

А сейчас перейдём от теории к практике. В сборнике «Проектные задачи в начальной школе» приводятся примеры уже готовых разработанных проектных задач разного вида (предметные, метапредметные, одновозрастные, разновозрастные) в помощь учителям 1 – 5 классов. Приведу примеры их названий для 1 – 3 классов.

Примеры названий проектных задач для 1 -3 классов

класс, предмет

Особенности в организации проектной задачи

1.Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм»

 

2. «Построй дом»

 

3.Художественно-публицистический журнал «Мир глазами животных»

 

4. «Тайны океана». Создание карты.

 

5. «Новости программы «Вокруг света»» - репортаж с борта исследовательского корабля.

русский язык 2 класс

 

математика 1класс

литературное чтение 2-3 кл.

 

окружающий мир 3 класс

 

русский язык 2 -3 класс

В большей степени носят обучающий характер, касающийся УУД: организация работы, взаимодействие учащихся, поиск информации. Ясно формулируется цель, работа проходит под руководством учителя. Основной акцент – формирование учебного сотрудничества.

Приведено ещё много других примеров проектных задач, замысел которых можно применить у себя в классе.

Примеры проектных задач для учителей 4 – 5 классов

Примеры названий проектных задач для 4 – 5 классов

класс, предмет

Особенности в организации проектной задачи

1.Общешкольный родительский комитет (экономический расчёт затрат на покупку товаров).

2. Возрождение. Разработка рекоменда-ций по изменению экологической ситуации.

3. Литературно-художественный альманах

Математика 4-5 класс

 

Окружающий, природоведение 4-5 класс

 

Литература 5 класс

Проблемная ситуация строится так, что ученики сами формулируют для себя задачу, подбирают такие задания и материалы, чтобы можно было предложить разные пути решения проектной задачи. Группа сама определяет тактику работы, роль каждого её участника. Такие задачи не имеют однозначного решения.

 

 

7. Перейду непосредственно к своей практике. Как я использую проектные задачи в своей работе. Нельзя сказать, что в совершенстве владею этой методикой, тоже нахожусь в процессе обучения. В прошлом году, в апреле – мае месяце, я находилась в качестве ассистента в 4–ом классе при решении проектных задач. То, что я увидела попыталась применить у себя в 1-ом классе.

Описание проектной задачи для 1-го класса по окружающему миру «Животный мир нашего края»

Название проектной задачи

Иллюстрированное пособие «Животный мир нашего края»

 

предмет

Окружающий мир

класс

1

Тип задачи

С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане - обучающая

Цели и педагогические задачи(педагогический замысел)

  1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
  2. Использование детьми знаний о животных на основе дошкольного опыта.
  3. Более глубокое освоение детьми классификации животных по признакам (количество ног, покровы и т.д.)
  4. Выявление группы животных обитающих в нашем крае

 

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача.

Дети находят ответы с помощью детских энциклопедий, опираются на житейский опыт, раскрашивают картинки с животными.

Планируемый педагогический результат.

1.Демонстрация учащимися:

  • усвоение предметного материала ( классификация животных по характерным признакам;
  • умения, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» и его представлять.

2. Учащиеся устраняют пробелы в знаниях.

3. Учащиеся учатся распределять обязанности при выполнении общего задания.

 

Способ и формат оценивания результатов работы

Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист).

Публичное выступление групп

Замысел проектной задачи.

В 1-ом классе времени для изучения классификации животных не даётся, этот материал предлагается в разделе дополнительный и необязателен для запоминания. Но возникающие у детей вопросы требовали их разъяснения. Кто такие насекомые, паукообразные, земноводные, рыбы, птицы, звери? Из этих вопросов я поняла, что дети самостоятельно не смогли понять эту тему, а часов дополнительных по окружающему миру тоже нет, поэтому решила организовать проектную задачу на уроке ИЗО. Я подготовила:

1) картинки разных групп животных для раскрашивания, которые обитают на территории нашего округа;

2) организовала работу 5 групп, каждой группе дала тексты справочного характера: кто такие звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, пауки, рыбы.

3) Каждой группе достался 1 или 2 текста о группе животных, согласно которому они должны были выбрать себе животных для раскрашивания и оформить 1 плакат из 5 (формат А-4) «Пауки и насекомые», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Звери», «Птицы», «Рыбы»;

4) Презентация детьми своей работы у доски. Выясняется, что все животные обитают на территории нашего округа, так как видели их на улице, в тундре, рассматривали иллюстрации в энциклопедиях, в краеведческом музее.

5) Все вместе дети оформляют шестой плакат «Животные нашего края».

Описание проектной задачи

Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. В детском саду дети плохо знают животных, которые обитают в нашем крае. Чтобы помочь им в этом, я предлагаю сделать в подарок иллюстрированное наглядное пособие «Животные нашего края». Для этого вам надо выполнить ряд заданий в группах.

Ещё с детьми работали и над такими проектными задачами: «Как вырастить фасоль» - наблюдение по теме «Живое и неживое» окружающий мир; «12 апреля – день космонавтики» - создание стенгазеты, работа проходила на уроках внеклассного чтения и ИЗО .

Выводы.

Я думаю, если говорить в целом о проектной задаче – это решение проблемной ситуации, которое обязательно должно проходить через организацию групповой формы работы. Детям это нравится, они учатся общаться и одновременно приобретают опыт. Именно проектные задачи соответствуют возрастным возможностям детей начального звена и обеспечивают не формальный подход к делу, а практический и осуществимый силами самого ребёнка. Дети должны уметь применять свои знания, умения и навыки не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится.

Итог проектной задачи рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это реальный «продукт» выполненный детьми (текст, схема, макет прибора, анализ ситуаций, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.). Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребёнка (группы детей), то с чего я начинала свою статью, развитие у детей универсальных учебных действий.

.

 

 

Используемая литература:

Проектные задачи в начальной школе: пособие П79 для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

 

 

Категория: Методические статьи | Добавил: 545runet (13.12.2017)
Просмотров: 249 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar